Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза дорожных происшествий, которую в тех или иных случаях разнолико именуют то автодорожной, то дорожно-транспортной, то дорожной.

Но ни одно из указанных названий не является научно-обоснованным и верным, но об этом позднее.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более 7 лет назад, подавляющее большинство практикующих адвокатов, судей, следователей, юристов все также продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс экспертиз, не определяя точного вида экспертизы.

Из-за столь общего и абстрактного обозначения данного исследования, в общей практике зачастую складываются ситуации, когда в офис какого-нибудь экспертного учреждения, где имеются вроде бы как «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба, оценщики автомобилей), поступают материалы дела, для исполнения которых необходимы специальные знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий).

И тогда возникает некрасивая ситуация, когда дело возвращается в следственные или судебные органы без надлежащего исполнения, из-за чего сроки расследования затягиваются из-за элементарной неграмотности указанных выше участников процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние покрытия проезжей части, обочин;

• состояние дороги в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• Исследование значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение автомобиля и иных участников на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспорта и прочих объектов по поверхности автодороги;

Установление факторов, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: неверное расположение дорожных знаков, неправильная разметка дороги, отсутствие должных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги и прочие негативные условия дорожной обстановки.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту необходимо предоставить все имеющиеся материалы административного, уголовного, гражданского дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо глубокое изучение комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

В частности, в случаях, где основным обстоятельством происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент происшествия.